Страницы

среда, 22 сентября 2010 г.

Устанавливаем SDR в корпус, или чем хороши радиоконструкторы

На передачу я его пока не запустил...зато сегодня, если будет время обязательно запущу. Тем более, теперь для этого нужно лишь припаять два провода, один на синтезаторе другой между ним и основной платой. Аудио кабель на передачу я уже спаял. Ну а вчера весь день посвятил засовыванию SDR в корпус. В передней части корпуса установил трансформатор и выпрямитель, на выходе порядка 16 вольт. Установил стойки для основной платы, закрепил синтезатор. Основные провода в корпусе еще не прокладывал, пока кинул временные. На прием работает. Наконец-то привезли мне микросхемы 74AC74, сегодня поставлю ее вместо 74HC74, которая стоит в основной плате, и очень надеюсь на существенное улучшение приемных характеристик. После этого надо будет изготовить плату PTT и CW, а так же плату квазисенсорного выключателя питания. Есть на передней панели штатная кнопочка включения питания. Она без фиксации и с подсветкой. Так вот хочу чтобы при нажатии на нее трансивер включался и подсветка светилась.
Включаться естественно будет цепь 16 вольт. Трансформатор даже при выключенном трансивере будет работать. По другому я пока не придумал, да и ничего страшного, ведь у меня всегда есть возможность отключить питание любой розетки с щита. Самую простую реализацию я придумал на микроконтроллере. На самом простом тини2313, стоит копейки, дополнительных деталей надо минимум, программа пишется за 5 сек. Даже плату можно не разводить, а смонтировать весь выключатель на куске макетки.
Затем надо будет установить внутри дополнительные перегородки, развести все внутренние кабели, и можно будет заниматься изготовлением платы ДПФ, ну а потом и УМ.
Вот думаю, стоит ли заказывать для ДПФ готовую плату, чтоб меньше работы было, или сделать самому...вдруг придется вносить коррективы в схему...
Вот чем хороши радиоконсрукторы, так тем, что даже такому лентяю как мне, в любое время можно сесть за сборку устройства из конструктора, при этом не сильно напрягаясь. Ведь плата уже готова, корпус в некоторых случаях тоже идет в комплекте...красота...но...это уже не радиолюбительство...

понедельник, 20 сентября 2010 г.

Печатаем на Linux-принтере без samba

Поскольку на радио компе теперь стоит винда, и лог другой, изменился процесс печати наклеек для карточек. Если раньше в CQRLOG, я делал экспорт отмеченных QSO в формат csv, и потом на основном компе в программе glabels печатал наклейки, то теперь мой новый лог может печатать наклейки сам.
UR5EQF имеет встроенную программу QSLprint, которая позволяет печатать карточки и наклейки непосредственно из журнала. Но проблема в том, что экспорта в csv нет. Есть экспорт в формат Excel, но он у меня как-то криво работает. Единственным выходом я вижу подключить к радио компу принтер. По сети, разумеется. Но в винде службу доступа к файлам и принтерам а так же клиент для сетей я отключил, в целях безопасности. Ну а в линуксе самба сервер у меня не установлен вот уже больше года, поскольку ресурсы через самбу я уже давно не шарю (предпочитаю пиринговые сети). Соответственно возник вопрос - а как кроме самбы расшарить принтер по сети?
Немного полазив по интернету, наткнулся на IPP (Internet Printing Protocol). В общем делается все просто. Заходим в CUPS, через http://localhost:631 затем во вкладке администрирование, устанавливаем галочки разрешить доступ по сети и разрешить печать через интернет. Затем на вкладке принтеры смотрим имя нашего принтера.
Далее на компе с виндой, запускаем установку нового принтера, выбираем установить сетевой принтер, и далее в окошке где надо ввести URL, пишем http://ip_pc_with_printer:631/printers/printer_name
Вот и все. Далее он попросит указать ему путь к драйверам, вставляем диск с дровами в комп с виндой, и после установки пробуем распечатать пробную страницу, печатает не так быстро, как через самбу, но все же печатает и очень хорошо.
Естественно во время печати комп к которому подключен принтер, должен быть включен. Принтер можно включить позже, как только он включится вся очередь печати будет распечатана.

воскресенье, 19 сентября 2010 г.

Снова в эфире

Вчера занимался более тщательным подавлением зеркалки в своем SDR. Решил давить на каждом диапазоне программно. В качестве генератора использовал свой кенвуд с пониженной мощностью. Пока откалибровал на 20 и 40 метрах. Хотя и до калибровки мне зеркалка не мешала. Все же после установки плат в корпус и замены аудио кабелей на нормальные, надо будет откалибровать еще раз, думаю параметры по зеркалке улучшатся.
Раз уж включил кенвуд, то решил что неплохо бы провести пару QSO. Заодно потренироваться с новым логом. Провел 4-5 QSO на 40 метрах. Слышат так же отлично, и качество сигнала кенвуда хвалят, как впрочем и всегда.
Когда доделаю SDR, буду пытаться получить на нем такой же сигнал, как на моем Kenwood TS-820S.

 Основная плата и синтезатор.

пятница, 17 сентября 2010 г.

Когда не знаешь с чего начать

Вот стоит у меня на столе корпус Foxconn RS-233. Вот смотрю я на него. И понятия не имею с какой стороны к нему подойти. Ну наверное подойти надо сзади :) Ведь на передней панели ничего сверлить и ковырять я не собираюсь. Просто прилеплю пару наклеек.
Потом надо разобраться как лучше расположить платы в корпусе. Нужно ли делать на заднюю панель накладку, или можно просто прикрыть ненужные места. С одной стороны с накладкой все будет красиво, но с другой в накладке надо сверлить отверстия, все размечать...блин вот я лентяй :)
А если просто закрыть большие отверстия а разъемы будут выглядывать сзади из корпуса, то никто этого не увидит, и слесарных работ будет намного меньше.
Еще есть проблема с креплением плат, перегородок, и прочего к корпусу. Дело в том, что у него нет поддона, а сверлить корпус снизу и прикручивать болты как-то не хочется. Можно, конечно, сделать поддон, но тогда по высоте может не войти. Хоть на клей сажай стойки для плат. Вполне возможно, что так и сделаю.
Потом надо решить куда ставить усилитель мощности, ведь он же еще с радиатором будет. На одном боку стоит вытяжной вентилятор, и по логике надо располагать усилитель там, отделив его перегородкой. Наверное так и сделаю. Еще проблема с материалом для перегородок. Первое, что приходит на ум - стеклотекстолит. Но тратить его в таких количествах для простых перегородок мне жалко. Надо искать какую-нибудь жесть или в этом роде. Вот только где ее взять. И опять же, как ее крепить к корпусу. Скоро будет выходной и придется все эти вопросы решать. За выходной надо будет сделать всю слесарку, чтобы к концу дня платы стояли в корпусе, были соединены, был смонтирован блок питания, возможно даже внутри корпуса. В общем чтобы аппарат функционировал на прием и на передачу. Для передачи, надо будет сделать плату PTT/CW, и так же найти место для ее установки в корпусе. Ну и кабель для передачи спаять.
Слабо себе конечно представляю как это все будет выглядеть. Нарисовать чтоли...
Хотя, я обычно так все и делаю. Беру образ из головы и по ходу дела корректирую. В итоге получается "нечто", почти всегда не похожее на первоначальный вариант. Но главное что оно работает.
Эх, вот всегда у меня была проблема со слесарными работами. Частично потому что не умею, частично из-за недостатка инструментов ну и главное из-за недостатка материалов. Самый ходовой материал - стеклотекстолит. Но если лет 10 назад он мне доставался по 2 рубля за нехилый такой лист, то сейчас лист даже меньших размеров стоит 200р.

четверг, 16 сентября 2010 г.

CQRlog to UR5EQF converter

Озадачился вчера этим вопросом. Напрямую UR5EQF не хочет принимать adif из CQRlog. Попробовал импортировать лог из Xlog, тоже не получилось. Лог их просто игнорировал. Почитав интернет, вышел на сайт программы Win-EQF. Это тоже неплохой лог. Я скачал его, установил, сделал импорт adif и сконвертировал его в формат win-eqf. А затем проделал обратную операцию.
В результате я получил adif-файл, который UR5EQF нормально обработал, и импортировал все qso.

Прием DRM-станций на SDR

Позавчера и вчера пробовал принимать DRM на свой SDR. Ну почти получилось. А почти, потому что звука почти не было. SNR был маловат. Принял три станции, BBC/DW, Voice of Russia, и какую-то испанскую станцию. На Голосе России, звук иногда появлялся на несколько секунд :) На остальных смог увидеть лишь название.
Первый опыт получен. Понемногу разбираюсь в этой теме. Понял, что надо делать ДПФ и УВЧ, с ними SNR должен стать повыше и соответственно смогу услышать звук :)
Вчера настроил UR5EQF для работы цифрой, пока только на прием. Станции принимались, текст разбирался, возможностей явно больше чем в Fldigi, которой я пользовался в линуксе. Но опять же, надо привыкать к новым программам, там своя специфика, свои тонкости.
Скорей бы на передачу запустить :)

Два ядра, и оба для SDR

Купил железки для радио компа. Процессор Celeron E3300, материнская плата GigaByte GA-G31M-ES2L, и гигабайт оперативки. Запустилось все с полоборота, и что примечательно - на панораме при отключенном SDR-е стало меньше шумов. Видимо старые железки не хило фонили :)
Софт тоже настроил без проблем, но вот TalkingBox alfa 4, после установки UR5EQF лога почему-то глюканула и выдав ошибку не хотела стартовать. Помогло удаление файла с настройками. Ну ладно, повторно выставить параметры заняло не более минуты, тем более все их почти наизусть выучил. Установил виртуальный аудио кабель, заметил одну особенность - при запуске программы Dream все нормально. Но если при включенном TalkingBox, запустить UR5EQF, то на панораме появляются какие-то лишние палки и лезут вещалки. После того как крутану колесико мышки, уровень панорамы падает так, как будто SDR отключен. Если крутануть колесико еще раз, то все приходит в норму. Если сначала запустить UR5EQF, а потом TalkingBox то все нормально, но как только запускаю в логе модуль для работы цифрой, то ситуация повторяется. Думаю это как-то связано с виртуальным аудиокабелем. Сильно я не разбирался, сегодня еще поковыряюсь. В принципе если сначала запускать лог, а потом толкинбокс, то при переходе на цифру с этим косяком можно мириться, все равно мышку крутить и подстраивать частоту. Подумывал о другом синтезаторе, с которым можно было бы пользоваться оригинальной PowerSDR, но это будет наверное только в следущей конструкции SDR-а. Пока меня и так устраивает, а с глюками разберусь.

понедельник, 13 сентября 2010 г.

Старое железо не для SDR

Как не печально, но это так. Вчера решил, что хватит постоянно подтыкать винт к моему основному компу, для того чтобы послушать SDR, и подключил его к своему радио компу. Поставил винду, TalkingBox, и обнаружил, что звук периодически рвется. Ну оно и понятно размер буфера в 512 семплов явно маловат. Привычным движением установил буфер на максимум, на 2048 семлов, точно так же как на основном компе. И если на последнем после этой манипуляции, звук не рвался и все звучало очень прилично, то на радио компе ничего не поменялось. Странно, загрузка проца 50%, проц Celeron 2.4GHz 1 ядро. 640Мб оперативки. С чего бы ему выводить рваный звук, проца хватает вроде. Хотя, наверное дело  в материнке, в ней один раз от перепада напряжения сдохла планку ОЗУ. Но это было давно, планка сдохла, но гнездо под нее работает. И вообще какую бы я систему туда не ставил (на комп с этой мамкой), любая работает как-то медленно, будь то винда или линукс. На основном компе оно работает заметно быстрее, и это не совсем потому что основной комп мощнее.
В общем надо брать новую мамку, проц и память. И тут уже вспоминая прошлый свой пост, можно подумать о размещении компа и SDR в одном корпусе. Или основываясь на том, что в будущем я вероятно буду использовать другой, более продвинутый SDR, разместить их в отдельных корпусах. Даже внешне одинаковых...хотя лучше все же в разных :)
Вчера повнимательнее послушал средневолновый диапазон. И был очень сильно впечатлен. Станций в ночное время там не просто много, а ОЧЕНЬ МНОГО! И стоят одна на другой, совсем как на КВ. Включил DEGEN 1103, подключил к нему внешнюю антенну, включил предусилитель, он конечно принимает, но гораздо слабее и главное, что отдельные станции на нем почти не различить, хорошо слышны лишь "некоторые, наиболее мощные отдаленные радиостанции" (с) Советская радиолитература. А остальные слабые станции сливаются в монотонный гул, изредка какая-нибудь станция выплывает на несколько секунд из общей каши, потом опять ныряет туда. На SDR-е, благодаря его смесителю, избирательность намного выше, на панораме видно станции по отдельности, и можно мышкой настроить полосу фильтра так, чтобы слушать их по отдельности. Нет ну станций там не меньше чем на КВ, честное слово...
Завтра после работы, заеду в магазин и куплю Foxconn RS-233. Ну а в свой выходной займусь слесарными работами...как я их не люблю.
Так же в выходной съезжу в радиоклуб, заберу QSL-карточки, и отправлю те, что накопились у меня.

суббота, 11 сентября 2010 г.

Корпус для SDR

Вчера собрал самодельный кварцевый генератор на 30МГц. Состоит он из кварцевого генератора на 60МГц и делителя частоты. Плата генератора по размеру такая же как и корпус DIL-200. На ней КГ на 60МГц в корпусе DIL-210, а на оставшемся свободном месте, со стороны дорожек находится микросхема 74AC74 в soic корпусе и пара резисторов и конденсаторов. Выглядит, конечно непрезентабельно, но главное работает. И синтезатор с этим КГ тоже отлично работает. Теперь вот еще заменить бы на основной плате микросхему 74HC74 на 74AC74 и было бы просто замечательно. Но пока и с первой микросхемой неплохо работает, по крайней мере на НЧ диапазонах.

пятница, 10 сентября 2010 г.

Creative SB Live! 24-bit works with SDR

Удалось мне все-таки запустить саунд бластер. Поигрался со значением коррекции I/Q и выставил ее в +2 для частоты дискретизации 96кГц. Зеркалка подавилась почти до уровня шумов, так же как и на встроенной звуковухе и больше не мешает. Шумит эта карточка значительно меньше встроенной. Почитал повнимательней даташит на 74HC74 и понял что средними волнами дело не ограничится. Включил диапазон 40 метров, и почти сразу поймал любительские станции, потом пошел слушать вещалки...шикарно одним словом...чувствительность на высоте. На средних волнах сравнил с DEGEN 1103, и SDR однозначно лучше, и по шумам и по чутью. Избирательность лучше тоже у SDR-а, а когда я к нему полосовые фильтры сделаю, то ему вообще не будет равных среди всей моей радиоаппаратуры :)
Теперь нужно доделать кварцевый генератор в синтезатор, soic-to-dip переходник для 74AC74, распаять звуковой кабель и кабель для COM-порта и можно пробовать запускать на передачу.
Не терпится поскорее закончить рабочий день и прийти домой чтобы снова послушать SDR. Это совершенно другое восприятие эфира, ведь его не только слышно, но и видно.

четверг, 9 сентября 2010 г.

Creative SB Live! and SDR

Доделал основную плату SDR. Вместо 74AC74 поставил временно 74HC74. Но с ней нормально послушать можно только средневолновый диапазон. Ну для начала пойдет. Целый день мучался с подавлением зеркального канала. По описанию, он должен давиться подстроечником на плате. А у меня зеркалка стоит как вкопаная. Поменял 3 звуковухи SB Live! разных вариаций. Во всех трех тоже самое. Отчаялся, подключил SDR ко встроенной звуковухе...работает! Зеркалка давится подстроечником почти до уровня шумов. Встроенная звуковуха шумит конечно намного сильнее, да и наводок с компа хватает, но главное что зеркалку давит. Задумался. На форуме подсказали, что у креативов надо в сдр программе включать коррекцию I/Q. Оказывается у этих карт есть фазовый сдвиг между каналами. Отсюда и не давится зеркалка. А эта коррекция вроде как должна помочь. Ну сегодня вечером попробую. А я уже все что можно перепроверил. Даже кабель новый спаял, где каждая жила в отдельном экране, экран правда хиленький :) Ну это буду потом решать.
А вообще по хорошему, надо брать нормальную звуковуху, в которой зеркалка давится без танцев с бубуном. А всякие там коррекции I/Q, это костыль. Интересно а как оно на передачу будет давиться. Еще ведь не запускал на передачу, ну думаю и там придется понастраивать. Хотя, вдруг повезет и так заработает :)

понедельник, 6 сентября 2010 г.

Усилитель мощности для SDR

Монтаж основной платы SDR близится к завершению, а пока задумался, чем усилить сигнал с выхода основной платы. Вероятно будет небольшой предусилитель примерно на 1 Ватт. А вот что дальше?
Опыта конструирования усилителей мощности ВЧ у меня нет. Давным давно была попытка сделать усилитель на IRF510, но толи транзисторы уже заведомо были дохлые, то ли у меня руки кривые, но он не заработал. С ламповыми усилителями ВЧ дела обстоят не лучше. Корпус есть, трансформатор мотать самому не хочется, но думаю для питания 2-х ГУ-50 (а мне больше и не надо) можно найти какой-нибудь ТА или ТАН. Проблема с П-контуром, катушками, толстым медным проводом...в общем найти бы где некий полуфабрикат, в котором П-контур, панельки, анодный дроссель были установлены, остальное доделал бы сам. Но пока ничего такого нет.
В любом случае, при самостоятельном изготовлении мне будет нужна помощь, нужно будет идти на коллективку, но там сейчас редко кто бывает...
Думаю для начала заказать у UT2FW транзисторный усилитель на 35 Ватт, вроде и стоит не дорого.
Но к нему надо делать ФНЧ, его так же придется наверно заказывать. Да еще согласуещее устройство делать...И там и там сложности...
Идеально было бы сделать сразу усилитель на 2-х полтиниках с раскачкой транзистором в катод. Но для этого опять же нужна посторонняя помощь...
Ладно...будем решать проблемы по мере их поступления, надо вначале запустить сам трансивер, а чем усилить его сигнал, думаю решу.

четверг, 2 сентября 2010 г.

Жесткого диска никогда не бывает много...

Винда виндой, а на основном компе, в линуксе, у меня в домашней директории творится полнейший хаос. На день рождения мне друзья подарили винт WD Blue 1Tb. Соответственно всю инфу со своего WD Green 500Gb я на него перекинул. Но перекинул не упорядочивая, а просто как было. Теперь нужно форматнуть 500 гиговый винт, потом придумать что на нем держать, а что оставить на терабайте. Думаю положить туда статичный контент. Тоесть тот который я долгое время никуда не буду девать. Например некоторые сериалы, аниме которое не переписал на болванки, и еще какой-нибудь хлам. Но проблема в том все файлы которые закачивает KTorrent хранятся в папке на терабайтном винте, и если их просто перенести то придется качать торрент заново...хотя может быть я ошибаюсь и можно будет указать новое расположение файлов...давненько не лазил в настройки кторрента. Работает себе и работает.
Немного огорчает то, что система у меня тоже стоит на этом терабайтнике. До этого под систему была отведена 160Гб Хитачи, но этот винт старый и уже временами похрустывает. Идеально было бы купить какой-нибудь 160Гб WD Blue, и поставить на него систему, но тратить 1300р как-то жалко только ради системного винта. В этом качестве кстати терабайтник ведет себя очень прилично. Программы открываются быстрее чем на 160-ке.
Надеюсь места на нем мне хватит надолго, вроде все что можно было скачать я уже скачал. Все что посмотрел и в ближайшее время смотреть не буду, но удалять жалко - записал на болванки.

SDR в линуксе, работает, но функционал маловат...

Или может быть я не знаю еще таких программ, которые смогли бы заменить виндовские VCOM, VAC и прочие. Ну например VAC можно заменить звуковым сервером JACK, а вот чем заменить эмулятор com-портов я не знаю.
И поэтому, плюясь и ругаясь, а так же забив на идеологические предрассудки, я поставлю на свой радио комп винду...да, ну а что делать...
Это совсем не значит, что я отказываюсь от линукса полностью. Ведь я и дальше буду им пользоваться на своем основном мультимедийном компьютере. А вот для радио, придется все-таки использовать винду. Тут сразу напрашивается мысль, что начав пользоваться виндой на одном компе, я могу в будущем использовать его и на другом. Но я более чем уверен что этого не произойдет. Все-таки за 3.5 года я настолько привык к линуксу, что врятли смогу вернуться обратно в винду. Это касается основного мультимедийного компа. На радио компе я стал использовать линукс, так сказать за компанию. Потому что стоял на основном, поэтому и туда поставил. Но тогда мне было без разницы, что использовать там. Так как и в линуксе и в винде все бы работало одинакого. А теперь из-за применения SDR-а, придется все-таки поставить на радио комп винду в силу большей функциональности тамошнего софта, а так же того, что он заточен под ту версию трансивера, которую я собираю. В линуксе же этого нет. Конечно имеется софт для работы SDR, но повторюсь, функционал явно недостаточен для полноценной работы.
И что это я так разошелся. Дожились, хаю линукс за его недостатки. Хотя, если разобраться, ЛИНУКС ТУТ НЕПРИЧЕМ. Это проблема конкретного софта. Ведь никто не мешает программистам написать полнофункциональную программу под линукс. Вот когда напишут, буду пользоваться. А пока...
Надо будет экспортировать журнал из CQRLOGа в UR5EQF. Попробовал этот лог, настроек масса, огромный функционал, есть какие-никакие хоткеи, есть подробное описалово + инфа на форуме.
Эх...хотелось конечно использовать линукс при работе в эфире, но увы пока это невозможно. Ну ничего, мое желание использовать линукс на основном компе от этого меньше не стало :)
Linux Forewer!!!

Nokia E63

Вспомнил, что хотел написать про свой новый смартфон. Пока SDR в процессе изготовления, думаю расскажу, что я получил заплатив 8 т.р.
Смартфон с qwerty клавиатурой. Сначала я расчитывал приобрести Е52, но начитался много отрицательных отзывов, и к тому же в последний момент бюджет у меня оказался сильно урезан, поэтому бросив взгляд на витрину с Е63 я решил повнимательнее изучить характеристики. Когда увидел его в первый раз в интернете, отбросил как вариант сразу. Клавиатура показалась какой-то дико неудобной. Но потом все-таки решил, что к клавиатуре можно и привыкнуть, и стал изучать его характеристики. В общем-то за 8 т.р. мне предлогалось тоже самое что у Е52, кроме GPS, акселерометра, и еще пары каких-то ненужных мелочей. Я решил что ради этого переплачивать лишние 4 т.р. не стоит.
К клавиатуре смартфона я привыкал ровно день, после этого я себе уже не представляю как пользовался до этого обычными клавиатурами телефонов, с этой клавой просто сроднился. Теперь смс строчатся за считаные секунды, и даже знаки препинания ставлю :)
Производительность аппарата конечно похуже чем у Е52, но под мои задачи хватает. С играми я толком еще не разбирался, да и не нужны они мне особо. В Java игры играть на такой клаве все равно не удобно. Ставил эмулятор NES, но там тормозил звук. Я не стал заморачиваться и удалил. Вот уже скоро будет два месяца, и без игр я чудесно обхожусь. Из софта поставил оперу,квип,freesigner,smartmovie,putty(какой админ-линуксоид без путти?),читалку djvu, и так по мелочи.
Вайфай работает отлично, хорошо ловит, коннект стабильный. Блютузом особо не пользовался. Сраз купил флешку на 4 гига, ну и картридер ибо кабеля в комплекте нет, а кабель с телефона сестры не всегда доступен.
Отдельно хочется сказать про аккумулятор. ОЧЕНЬ ПОРАДОВАЛО ВРЕМЯ РАБОТЫ. Стабильно держит батарею 4-5 дней. При большой нагрузке (много пользую вайфай и смотрю фильмы/слушаю музыку) держит 2-3 дня. Для такого аппарата, с экраном 320*240 это просто шикарно.
Отсутствие GPS не огорчило, к тому же есть возможность подключить через блютуз внешний GPS-приемник. Но пока без надобности.
Взламывать смарт не стал, просто заказал себе личный сертификат, и теперь спокойно подписываю им приложения.
В общем для меня этот аппарат идеален по соотношению цена/функционал.