Страницы

среда, 28 сентября 2011 г.

Мой путь в радио

 Когда-то давно, на форуме QRZ.ru я писал в одной из тем, про свой путь в радио. И недавно на одном из радиолюбительских сайтов увидел эту самую историю. Ну что ж, раз она удостоилась того, чтобы со страниц форума быть опубликованной на чьем-то сайте, пусть и в моем блоге она появится. Тем более, что все-таки я ее написал.


Все началось еще в школе, друг принес динамик к которому был подключен какой-то конденсатор(как я потом понял для "понтов") и вилка. Вставили в радиорозетку и динамик заговорил. Меня это очень заинтересовало, вскоре выпросил у друга еще один динамик и сделал себе дома такой же, только без трансформатора, я тогда еще не знал, что он нужен.
Дома нашел книжку "Справочник Радиолюбителя" 1963 года. В ней было много разных схем, рассказывалось про радиодетали, был раздел и спортивной аппаратуры, оттуда я узнал кто такие коротковолновики, как проводить связи, какие бывают диапазоны, что такое рапорт, апаратный журнал и т.п. Вскоре соседка отдала мне старую радиолу и я целыми днями и ночами слушал вещательные станции и смотрел на магический "зеленый глаз". Потом друг мне рассказал, что неподалеку у нас есть радиокружок, и мы вместе с ним пошли туда, как потом оказалось мы немного не подходили по возрасту и нас попросили прийти на следущий год. Этот год пролетел как-то незаметно и вот в 1999г. наконец-то я пришел и записался в радиокружок. Когда увидел сколько там аппаратуры, деталей и все прочего - понял что это мое и ничем другим я заниматься не хочу. На второй день занятий попросился на коллективку, позывной RK9MWL. Рассказал обо всем, что прочитал в своей книжке и руководитель, замечательный преподаватель, добрейшей души человек, Клюев Валерий Иванович UA9ML, посадил меня за UW3DI, показал что крутить, и началось...
Первое qso провел на двойке с кем-то из местных, потом 3.5 потом 14, потом первые DX на 21, потом начал интересоваться телеграфом, выучил, провел несколько qso, но дальше как-то не пошло, больше все-таки нравилось работать в SSB. Потом участвовал в молодежных соревнованиях организуемых журналом Радио, стали приходить первые контест-дипломы. После RDXC 2002 понял, что надо делать собственный трансивер. До этого также активно занимался конструированием, и 99% конструкций были приемники, к усилителям-мигалкам-пищалкам как-то не лежало, сделал парочку и надоело. Приемники работали, но, увы, ничего не принмали кроме сигнала гсс на коллективке. Почти все приемники были на 1.9МГц и это как я сейчас понял было моей главной ошибкой, потому что антенна была кусок провода 20 метров смотанный в спираль и подвешенный на балконе 2 этажа. В общем на 1.9 я так ничего и не принял дома ( на коллективке на диполь конечно были слышны станции), потом сделал приемник на 3.5 и наконец-то услышал нескольких радиолюбителей.
В 2003 получил позывной, 4-ю категорию.
Потом принялся за изготовление трансивера, опять на 1.9МГц, собрал, настроил. Потом улучив момент залез на чердак и решил что натяну полуволновый диполь на 160, натянул, но опять ничего не услышал. Хотя вещательных станций на него ловилось тьма-тьмущая. Потом приобрел самодельный аппарат на 1.9МГц, но в первую же ночь понял, что видать не судьба. Единственный раз зимой в 3 часа ночи я услышал на нем радиолюбителя из Ханты-Мансийска и то на 56. В 2004 у меня появился компьютер и я стал с увлечением разбираться во всех его тонкостях и постепенно трансивер исчез с моего стола. В радиоклуб на коллективку тоже перестал ходить, и целиком и полностью ушел в компьютеры...
Но радиолюбительство, если ты им однажды увлекся не может вот так бесследно уйти. И вот прошло три года, я стал классным системным администратором, с компами не то что на ты, а на "Эй ты!". Но начал чувствовать, что опять появляется желание работать в эфире, паять,собирать. Сделал цифровой частотомер на pic-контроллере, благо сейчас есть компьютер и прошить контроллер дело 5 секунд. Потом откопал в ящиках старый приемник Полякова на 1.9МГц. Помня, что у меня на него ничего не ловилось, я не питал особых надежд, но все же решил попробовать. К тому времени мою антенну на чердаке благополучно оборвали(хорошо хоть фидер оставили). За эти три года я переехал в другую комнату в своей квартире, в этой комнате за окном было несколько деревьев, и я подумал, что можно попробовать кинуть метров 15 проволоки на ближайшее дерево, тем более, что лезть на чердак и делать новую антенну не хотелось. И вот в ноябре 2007 кинул проволоку на дерево, пришел домой подключил ее к приемнику включил его и чуть не упал в открытое окно от удивления. Диапазон просто гремел от станций. В основном был 9-й район. И тут до меня дошло, что диполь на чердаке смотрел на север-юг, а оттуда для меня кроме 9J нечего было ловить. А теперь эта проволока смотрела на запад-восток вот и пошли станции.
Все, поднадоевший комп ушел в сторону, не в прямом смысле конечно(все-таки это мой хлеб), решил делать трансивер, из интернета узнал что теперь для четвертой категории разрешено только УКВ, зато для третьей куча бэндов да еще и SSB. Решил что надо получать третью категорию, пошел в ГРЧЦ, там удивились почему меня до сих пор не закрыли(видимо судьба) ведь я почти 4 года не платил, ну в общем все заплатил. Потом пошел на коллективку, рассказал что и как, вспомнил телеграф, сдал экзамен на 3-ю категорию и в феврале 2008 получил. Постройка трансивера подходила к концу, оставалось сделать УМ, мне предложили приобрести старенький TS-820S, за недорого. Приобрел, и вот с июня 2008 активно работаю в эфире. Повесил веревки на НЧ бэнды, ВЧ почему-то не привлекают, видать на коллективке наработался. Сейчас любимый бэнд сороковка. Прекрасно понимаю что на диполь и 100 ватт далеко не уедешь, но надо же с чего-то начинать. IV врятли поставлю, не думаю что жильцы и домоуправление положительно отнесутся к высокой мачте на крыше, про яги/квадраты вообще молчу...Хотя на соседних домах стоят и яги и IV, но они ставились давно и никто уже на них не обращает внимания.

Пытался пропагандировать свое хобби среди друзей, но увы, никто не хочет, у всех есть интернет и заморачиваться с приобретением/постройкой апарата, установкой антенны никто не хочет.


Вот такая вот история моего пути в радио:) Сейчас конечно многое изменилось. И новая квартира, и всего 1 антенна, подвешенная не очень высоко, и SDR-трансивер. Чем дальше тем интереснее :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий